Записки охотника

все, Жданов, выставка, Осипов, Гарипов, презентация, Ваши уши, Андреев, Путешествие, Усачев, Олейников, Алексеева, Выставка, Мягков, Пилипенко, Седов, Якубек, беседа, Галдин, Охотник, юбилей, Ярмарка, Красная площадь, Либерман, Москва, оленевод, подкаст, Редлих, Владивосток, встреча, геологи, книга, Лебедев, Месягутов, Мифтахутдинов, обзор, Отзыв, фотография, Шенталинский, Березский, Колыма, культура, Магадан, Маркова, Парасоль, Художник, экспедиции, Авченко, Азбука, Вронские, Голота, Гулаг, журнал, Итог, календарь, краудфандинг, Моторова, музей, нарочито, Радио, Райзман, Садовская, Санкт-Петербург, Спутник, Тенька, Цирценс, Акция, Быстроновский, Володин, Врублевская, город, Грибанова, Дальневосточный капитал, Дальстрой, Джазоян, интервью, Кухтина, Лебедева, Лекция, открывая Северо-Восток, Открытки, Путеводитель, рецензия, Рокхилл, Сахибгоряев, Сидоров, сказки, Солопов, стихи, Тенькинская трасса, фестиваль, фото, Христов, Чайковский, Чукотка, Юбилей, Бабий, Богданов, БРЭ, БСЭ, Валотти-Алебарди, волонтер, Ворсобин, вуз, Гореликова, Гришин, Днепровский, Донбасс, живопись, Жуланова, Знак, Иванова, история, камень, Козаев, Козин, Кузьминых, Лагерь, Ленин, литература, логотип, мельница, Морской порт, озеро, Олефир, Орегон, охотник, Памятник, Переезд, Полуэктова, Портленд, Поэзия, Резник, Рим, Ряковская, Серкин, Серов, Сертун, СЖР, Сибирикс, стажировка, Степанов, Суздальцев, Сухарев, США, Урчан, Фентяжев, филателия, Церковь, Цыбулькин, Якутия

Избранные места из интервью художника Александра Мягкова

3 февраля 2021 | Елена Кухтина

Александр Мягков – художник, который не боится экспериментов, смелых решений… В интервью журналисту «Вечернего Магадана» Елене Кухтиной он рассказал о…

– У нашей семьи было много друзей-художников. Они приходили к нам в гости, я бывал у них в гостях. Может быть, именно благодаря тем примерам, которые находятся у человека перед глазами, принимается то или иное решение и человек становится или пытается стать кем-то. Когда вы растете в художественной среде, для вас это естественно и нормально. Это та модель жизни, которую вы видите, которая реализована, которая у кого-то успешна, и она вам интересна.

Александр Мягков у себя в мастерской. Магадан, февраль 2021 года
ZHD_6608.jpg

С другой стороны, это тоже, с моей точки зрения, абсолютная правда, что все дети одаренные и талантливые. Мне кажется, очень сложно найти ребенка, который изначально не имеет данных ни к живописи, ни к музыке, ни к чему-то еще. Эти данные базовые, они просто существуют. Вопрос только в том, попадает человек в среду, где эти данные могут быть поддержаны и развиты, или не попадает...

Личность формируется порой из совершенно случайных вещей. Человек растет, меняется, принимает для себя что-то или не принимает, на него кто-то влияет, он на кого-то влияет. Благодаря этому длинному процессу с совершением глупостей и ошибок, в конце концов, из него что-то либо получается, либо нет.

Важно увидеть какие-то свои вещи… на стене в выставочном зале. Потому что, одно дело – когда картинка или нарисованный холст находится с вами, и вы на него смотрите в мастерской, и совсем другое – когда эта же работа оказывается в выставочном зале с другими вашими работами. Также важно, что во время выставки есть возможность увидеть реакцию других людей. Потому что в любом случае обратная связь всегда должна происходить.

Мне очень интересно проводить какие-то эксперименты, либо сталкивать технологии, приемы и делать не то чтобы компиляции из техник, но как-то пытаться найти новое, прежде всего для себя.

– Когда-то считалось, что фотография убьет живопись, но ничего подобного не произошло, потому что это параллельные линии. Фотография не спорит ни с графикой, ни с живописью. Мне фотография дает возможность делать быстрые документальные проекты, например, связанные с портретами людей – изображением человека таким, какой он есть сейчас, без прикрас, находящимся в каком-либо своем эмоциональном состоянии – растерянным, задумчивым, разочарованным, уставшим, радостным. Мне больше интересна съемка репортажного характера. Она более острая и яркая. Потому что дает возможность быстро зафиксировать тот или иной момент, который случайно сложился, сейчас он есть, но через 3 секунды его уже не будет.

В фотографии мне интересно то, что она мгновенно отражает реальность и показывает человека таким, какой он есть. Человек может пытаться носить какую-то маску и скрывать истинное лицо. А фотография как раз дает возможность получить его настоящего. Не скомпрометировать, а увидеть то, что находится внутри него. Именно по такому принципу я и выбираю людей, они должны быть настоящими.

– Бывают ситуации, и это нормально, когда может произойти так называемая творческая неудача, когда вы хотели получить результат, но его не получили. Чтобы преодолеть неудачи, надо иметь характер. Без характера в этой профессии делать нечего. Это абсолютная правда. С другой стороны, ну случилась неудача, и что? Вышли на улицу, поскользнулись, упали. Это не значит, что после этого нельзя выходить на улицу. Улица-то от этого ни хуже ни лучше не стала.

Без характера крайне сложно, потому что достаточно много времени надо тратить на то, чтобы стать, на то, чтобы научиться, на то, чтобы понять какие-то технологические приемы, пластические ходы, колористические, какие угодно.

Вы должны много знать в своей области, в своей профессии, вы должны понимать этот язык, чтобы на нем разговаривать. А для этого нужно учить «буквы». Поэтому технологическая сторона профессиональной подготовки очень важна, на это должно быть затрачено много времени.

Я живу творчеством всю свою сознательную жизнь. Это то, что находится во мне 24 часа в сутки. Это ни плохо и ни хорошо, это просто есть. Поэтому желание сделать какую-то работу, какой-то холст, содержащий что-то важное или интересное для меня, присутствует практически постоянно.

Александр Мягков. Магадан, апрель 2020 года
ZHD_8904.JPG

Вдохновение – это желание сделать то, что я хочу. Мне кажется, вот это «хочу» является одним из основных стимулов к получению какого-либо результата человеком. Я хочу это делать, и мне неважно, что это может не получиться или это может кому-то не понравиться. Я хочу! Мне это интересно. Я хочу получить результат. И если в конце этого процесса или во время него возникает кто-то, кому это интересно, близко и понятно – то это идеальная ситуация...

В человеческом мире человек – мера всех вещей. Какая-то тема возникает, вы начинаете ее делать, и дальше холст заставляет вас двигаться вперед. Потому что вы сделали сегодня одно, завтра посмотрели, что-то вам понравилось, что-то нет. За это время что-то в голове у вас изменилось. Тема продвинулась дальше. И от начальной темы может не остаться ничего. В прямом смысле слова. Она была стимулом для того, чтобы вы начали что-то делать.

В конце этого пути вы приходите к какому-то результату. И результат может быть не тот, о котором вы думали в самом начале. Потому что дальше в процессе работы вас начинает двигать холст, и вы начинаете искать какое-то оптимальное замкнутое пластическое или цветовое решение. И оно становится главным. Потому что это живопись. Не «приезд генерал-губернатора Иванова в 13-ю пожарную часть», а движение красного и какое-то смутное и непонятное чувство, которое он вызывает. Это для меня так.

– В повседневной жизни какое-то количество времени вы должны тратить на зарабатывание денег, чтобы потом иметь возможность прийти к себе в мастерскую и заниматься реализацией ваших желаний.

Я готовлю выставку, но не знаю, когда она будет. Технически можно было бы провести ее прямо сегодня. Но я хочу сделать это более значимым для самого себя. Хочется сделать большой каталог на уровне хорошей книги, а это упирается в золотые кружочки, которые еще надо заработать.

Вот уже года два или три я эту выставку готовлю. Что-то из нее периодически выставляется где-то во Владивостоке, в Новосибирске, на Камчатке. Недавно мои работы были представлены на выставках в Новосибирске, Челябинске. Но просто так проводить выставку мне неинтересно. Я хочу, чтобы после нее остался серьезный документ. Документ, в котором это все будет собрано. Не просто лист А4, сложенный 8 раз, с напечатанными в нем «почтовыми марками», а настоящий фотоальбом, привязанный к событию.

Жизнь художников изменилась не столько в условиях пандемии, сколько в условиях новой реальности нашей жизни. Причем изменилась за последние лет 20 в худшую сторону.

В СССР существовала гораздо более серьезная система поддержки, которая позволяла молодому художнику более успешно реализоваться, чем сейчас. Потому что, на сегодня, если говорить прямо, художники не нужны. Это не обвинение, не обида. Это просто констатация факта.

Александр Мягков в мастерской. Магадан, февраль 2021 года 
ZHD_6729.jpg 

Сегодня жизнь поменялась, изменились ценности. Сегодня количество художников становится исчезающе малым. Нужна… популяризация этого искусства. Это значит – поддержка в проведении выставок, их информационное освещение. Это же просто. Другой вопрос – надо это или нет.

– Для меня Магадан – культурный город. Мы же не берем общую температуру по больнице. Каждый говорит о том круге, с кем он общается. Понятно, что он сформировался с течением какого-то времени благодаря общим интересам и так далее. Поэтому для меня Магадан – культурный город.