Записки охотника

все, Жданов, выставка, Осипов, Гарипов, презентация, Андреев, Путешествие, Ваши уши, Усачев, Олейников, Алексеева, Выставка, Пилипенко, Седов, Якубек, беседа, Галдин, Охотник, юбилей, Ярмарка, Красная площадь, Либерман, Москва, Мягков, оленевод, подкаст, Редлих, Владивосток, встреча, геологи, книга, Лебедев, Месягутов, Мифтахутдинов, обзор, Отзыв, фотография, Шенталинский, Березский, Колыма, культура, Магадан, Маркова, Парасоль, Художник, экспедиции, Авченко, Азбука, Вронские, Голота, Гулаг, журнал, календарь, краудфандинг, Моторова, музей, нарочито, Радио, Райзман, Садовская, Санкт-Петербург, Спутник, Тенька, Цирценс, Акция, Быстроновский, Володин, Врублевская, город, Грибанова, Дальневосточный капитал, Дальстрой, Джазоян, интервью, Итог, Лебедева, Лекция, открывая Северо-Восток, Открытки, Путеводитель, рецензия, Рокхилл, Сахибгоряев, Сидоров, сказки, Солопов, стихи, Тенькинская трасса, фестиваль, фото, Чайковский, Чукотка, Юбилей, авиаперегон, Алавердова, арбуз, АСКИ, Ахметов, Бабий, Богданов, БРЭ, БСЭ, Валотти-Алебарди, волонтер, Ворсобин, геология, герб, Гоголева, Гореликова, Днепровский, живопись, Жиронкина, Жуланова, Знак, золото, Иванова, издательство, история, Канада, Козин, Комаров, Кузьминых, Лагерь, Латвия, литература, Мальты, Моуэт, Мурманск, несвобода, Огородников, озеро, Пилигрим, Питер, Полиметалл, почетный житель, Разное, Розенфельд, Романов, Рытхэу, Свистунов, Сорокач, Тимакова, Тихая, туризм, филателия, Ханькан, Христов, Церковь, Широков, Эдидович

Разговор о подводной лодке

30 октября 2019 | Андрей Осипов

За 2018–2019 годы в Магадане появились уже три подкаст-станции, или аудиобесед, радиопередач. Формат набирает популярность. Беседа с Арсением Гариповым, Александром Багно и Евгением Серовым – ведущими «Ваших ушей», «Магаданкаста» и «Станции “Север”», соответственно, о чем говорят на Колыме.

Vashushit_logo.jpgMagadancast_logo.jpgTheNorthStation_logo.jpg


– Кого записываете?
Евгений: – «Ваши уши» записывают всех, кто им интересен, без особой привязки к Колыме. «Магаданкаст» тяготеет к дискуссии и обсуждениям. Мой посыл – узнать, что людей интересует в северных территориях.

Арсений: – В нашем случае это – разговор в консервной банке с людьми, к которым зачастую просто так не подойдешь. И мы особо не раскрываем рот, когда говорим с гостями заведомо умнее нас, прекрасно осознавая справедливость своей позиции.

Дмитрий Андреев и Арсений Гарипов. 2019 г.
OSI_6050.jpg

– У каждого из вас помимо записи подкастов много других проектов, начинаний. Вот скажите, как начинать и не бросать?
Александр: – Начинать всегда очень просто, но бросать – еще проще. Я бросил достаточное количество проектов, каждая работа отнимает колоссальное количество сил и времени. Если надо что-то бросить, это ко мне. Выжили автономные проекты: как только выпуск загружен в интернет – все, он больше не требует ухода. Я не превращаю это в какую-то работу и не сковываю себя обязательствами.

– Любая работа обязывает, даже хобби, в какой-то мере, но можно ли тогда назвать запись подкаста – хобби?
Арсений: – Этот проект – в первую очередь, наш опыт и наше видение материала. Если делать что-то хорошее достаточно долго, к тебе придет известность. Но она не должна быть самоцелью, иначе получается парадокс, характеризующий тебя далеко не в качестве интеллектуала. Для меня с Димой Андреевым (Сооснователь «Ваших ушей». – Ред.) – это не хобби, а вопрос выживания в городе, в котором безделье приводит к сумасшествию.

– Почему к сумасшествию-то?
Арсений: – В Магадане единственный способ не сойти с ума – нагрузить себя заведомо бо́льшим объемом проектов, чем можно вывезти, и тянуть лямку до следующей поездки в Москву. Мы транслируем миру о нас.

– О чем транслируете тогда? Часто слышу про Магадан, что мы живем в подводной лодке. Информация о современной жизни остается внутри, а страна живет нашим прошлым. «Сталин, Берия, ГУЛАГ» – вот это про нас.
Александр: – Так и есть. Хотя, как по мне, сейчас как раз мало фильмов, спектаклей и книг об этом интересном и поучительном периоде в истории страны. Тема в русской культуре толком не отрефлексирована, и травмы поколений не пережиты. Весь ужас того времени замели под коврик и сделали вид, что ничего и не было.

Евгений: – О ГУЛАГе пишут все, а о чем еще говорить? Для начала должен быть культурный экспорт из региона. Как в 80-е ХХ в. говорили о Магаданском рок-клубе, к примеру.

Хотя в целом сейчас переизбыток информации: всего везде много, и непонятно что слушать/смотреть, что хорошее и стоящее. Наши локальные медиа ничего такого не делают пока.

Евгений Серов. 2018 г.
Serov_2018.jpg

– А почему сейчас экспорта нет? Мы же с вами его создаем. Масштабы, конечно, не те, если сравнивать с «машиной» Дальстроя и постдальстроевских временах, но интернет же не проблема.
Александр: – Мой любимый пример – это ресторан северной кухни. Очевидное же решение – готовить еду из местных продуктов, но единственное место с такой кухней появилось в Магадане только пару лет назад. Музыканты как смотрели на запад, так и продолжают, где в их творчестве хоть какая-то рефлексия севера? Соседняя Якутия намного лучше справляется. И с фотографией та же беда – где локальность, где истории, характерные для Крайнего Севера, где что-то годное на экспорт? Что вы хотите продать? Снег, море и деревья, так их по всей стране завались. Как будто у жителей области нет территориальной и исторической идентичности, отсюда нет фундамента для чего-то уникального и готового на экспорт.

Арсений: – Потому что люди любят есть «вторяк». Народ от природы любит жаловаться и ныть. В этом плане очень показателен ресурс «Весьма»: при том, что это одна из немногих (если не единственная) альтернативная новостная платформа, в ней открыты комментарии – срез обиженных на мир.

Евгений: – Кроме местного единственного издательства, по масштабам никто в голову и не приходит. Возможно, есть и научные открытия, и инновации, и лица мирового уровня, которые сейчас живут и создают фон именно в Магадане или области, но о них не говорят. И мы с ними не беседуем по этой же причине.

– Но люди же едут сюда. Стоит шепнуть над ГУЛАГом, как весть разносится по всем СМИ России, но крик о чем-то позитивном и живом не слышно даже в Магадане. И привел людей ГУЛАГ, а не тема «нетронутого края», к примеру. Это же тема?
Александр: – Лагеря – это великая историческая удача, доставшаяся современному Магадану. Знакомство с этой темой меняет человека, можно фильмы только об этом снимать. В таких масштабах и с такими условиями трудовые лагеря больше нигде не сохранились. «Дорога костей», как ты к ней ни относись, одна на весь мир, и этому сложно что-то противопоставить. Все, что пытаются «продать» за пределы области сегодня чиновники, просто смехотворно и абсурдно на фоне мощи прошлого: истории Магаданской области времен Дальстроя.

Александр Багно. 2018 г.
Bagno.jpg

Евгений: – Природа не всегда стоит на первом месте, но она дополняется трудовыми лагерями. На Камчатке – вулканы, на Чукотке – киты и граница с США, в Якутии – Полюс холода. Вот у нас по-хорошему должна быть тоже своя особенная история, за которой все поедут, забывая про лагеря. Многие знают озеро Джека Лондона, но сам понимаешь, как туда непросто добраться.

Арсений: – Да и о туризме уже много говорено. А наше богатейшее литературное наследие никто не рассматривает. У нас ведь есть Куваев, Мифтахутдинов, Наумов... «Черная радуга», например, это не просто роман, а представитель советского постмодерна, структурно и повествовательно намного опередивший свое время. Немудрено, что литература сейчас в принципе перегружена, и места для первооткрывателей этой замороженной земли в этом дискурсе просто нет.

– Почему нет? Масштаб региона позволяет же.
Арсений: – Здесь как раз можно совершить ошибку и свести их к этому масштабу, попытаться сделать «визитной карточкой» региона. Все хорошо в нынешнем плохом состоянии. Край вымирает естественным путем, да и все, кто здесь жил и живут, так или иначе признают, что он не совсем пригоден для жизни. Литература здесь была как люди – могучая и правдивая, но и литература эта, и люди такой породы давным-давно умерли. Пусть старые авторы, писавшие про Колыму, останутся гражданами мира, а не очередной точкой на карте.

– Можно же литературу, историю сохранить в подкастах. Это же инструмент пропаганды в какой-то степени. Почему тогда государство не использует такой простой способ для развития культуры или того же туризма? Мелко?
Евгений: – Да, наверное, слишком мелкий инструмент в масштабах государства или даже региона. Хотя у «Медузы» есть подкаст про Латвию, который они делают совместно с Латвийским агентством инвестиций и развития, и он отмечается как партнерский материал. То есть это реклама страны и средство привлечения туристов.

Александр: – Отличный инструмент – это YouTube, насчет подкастов не уверен. Дайте формату время, на его родине США понадобилось больше десяти лет, чтобы стать настоящим мейнстримом.

Арсений: – Способ простой, но новый. Чтобы призвать подкасты на сторону идеологии, неповоротливым чиновникам нужно, чтобы они стали данностью, желательно, набившей оскомину. И это произойдет. Но позже.


Что сейчас слушает Евгений Серов: Полка ⋅ Шум и яркость ⋅ От хора до хардкора
Что сейчас слушает Арсений Гарипов: Клим Жуков
Что иногда слушает Александр Багно: Joe Rogan Experience