Записки охотника

все, Жданов, выставка, Осипов, Гарипов, презентация, Андреев, Путешествие, Ваши уши, Усачев, Олейников, Алексеева, Пилипенко, Седов, Якубек, беседа, Выставка, Галдин, Охотник, юбилей, Ярмарка, Красная площадь, Либерман, Москва, Мягков, оленевод, подкаст, Владивосток, встреча, геологи, книга, Месягутов, обзор, Отзыв, Редлих, фотография, Березский, Колыма, культура, Лебедев, Магадан, Мифтахутдинов, Парасоль, Художник, Шенталинский, экспедиции, Азбука, Голота, Гулаг, журнал, календарь, краудфандинг, Моторова, музей, нарочито, Радио, Садовская, Санкт-Петербург, Спутник, Тенька, Цирценс, Авченко, Акция, Быстроновский, Володин, Вронские, Врублевская, Грибанова, Дальневосточный капитал, Джазоян, интервью, Итог, Лебедева, Лекция, Открытки, Путеводитель, Райзман, рецензия, Рокхилл, Сахибгоряев, Сидоров, сказки, Солопов, стихи, Тенькинская трасса, фестиваль, фото, Чайковский, Чукотка, АСКИ, Ахметов, Бабий, Богданов, БРЭ, БСЭ, Валотти-Алебарди, Ворсобин, вуз, газета, Гоголева, Гореликова, Дальстрой, Донбасс, Жуланова, журналист, закулисье, Знак, золото, Индия, Исайченко, камень, каталог, Комаров, Комков, Латвия, Левданская, Мальты, Морской порт, несвобода, Огородников, озеро, Олефир, Пакет, Памятник, Полиметалл, Полуэктова, Портленд, почетный житель, Поэзия, Прусс, Разное, Резник, Рытхэу, Ряковская, Серкин, Серов, Сертун, СЖР, Степанов, Суздальцев, Сухарев, США, Тихая, туризм, Урчан, Фентяжев, филателия, Церковь, Цыбулькин, Якутия, Яновский

Философия в живописи

17 декабря 2015 | Алексей Арсеньев

В издательстве «Охотник» вышел альбом работ художника Александра Пилипенко, включивший в себя 130 оригинальных произведений художника, созданных более чем за 40-летний период профессиональной деятельности.

Александр Пилипенко 
ZHD_0922.JPG 

Магадан живописный

Единственным за многие годы художественным альбомом, представлявшим колымских мастеров изобразительного искусства, был «Прекрасного след», изданный еще в 2002 году, да и то в Москве. Спустя много лет, в 2014 году, настоящим искусствоведческим прорывом стал авторский проект «Живописный Магадан» Павла Жданова, объединившего под одной обложкой 73 работы 24 художников и сопроводившего их литературно-художественными текстами, большинство из которых, кстати, он написал сам. Кроме того, в книгу были включены стихи и проза еще десятка авторов.

Владимир Мягков на презентации книги «Живописный Магадан»
MRS_2163.jpg

Как правило, художники оформляют книги с текстами, здесь же репродукции картин «иллюстрированы» текстами. Причем тексты эти – не прямые комментарии к полотнам, а лишь косвенно сопровождающие и их же дополняющие тексты. Это литературно-художественное издание – своеобразный мозаичный портрет города; десятки акварелей, гравюр, офортов, пастельных творений и живописных полотен, собранных в книге, передают атмосферу Магадана разных эпох. Многие из них прежде не публиковались и даже не были известны широкой публике, хранились в частных коллекциях, были достоянием фондов музея. Большинство работ опубликовано впервые.

Самая ранняя работа датирована 1939 годом, самая поздняя – 2014-м. Таким образом, перед нами воспроизведен 75-летний художественно-исторический пласт, отображающий лицо города.


Солнце Цирценса в чистоте периферии

Дальше – больше. Художник Валерий Цирценс накануне переезда в Барнаул с присущей ему скромностью заказал издательству буклетик с иллюстрациями своих работ – друзьям на память да на новом месте себя представить. Но в итоге идея с буклетом переросла в более чем 100-страничную коллекцию живописи и графики удивительного художника Валерия Цирценса. И такого на Колыме еще не было – у художника впервые появился свой полновесный альбом, названный «Чистота периферии» (презентация прошла в библиотеке им. А. С. Пушкина за неделю до отъезда художника из Магадана), – как представляется, очень светлое название, недаром Цирценса называют солнечным, а значит светлым.

Павел Жданов  
MRS_1330.jpg

Валерий Цирценс  
MRS_1332.jpg


Шедевр дизайна и полиграфии

Переходим к главному. Только что вышел из печати альбом-каталог «Александр Пилипенко. Живопись, графика». Это первое издание подобного рода в Магаданской области. Всего же работа над альбомом заняла без малого три года.

Выход книги совпал с большим культурным событием. 1 декабря в Красноярском международном выставочно-деловом центре «Сибирь» открылась первая межрегиональная художественная выставка «Сибирь – Дальний Восток», организованная Региональным отделением «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств и Министерством культуры Красноярского края. В ней приняли участие около 300 ведущих художников сибирско-дальневосточного региона.

995689.w640.jpg

Магаданская область была представлена живописью Константина Кузьминых, Александра Мягкова, Валерия Праскова, Сергея Бушкова; графикой Юрия Галдина, Елены Садрединовой, Вячеслава Фентяжева, резьбой по кости Алексея Вербицкого, Виктора Вихлянцева, Николая Головина, Андрея Губарева, Игоря Корченкова, Светланы Логуновой. Судя по количеству косторезов, с этим ремеслом дело обстоит на территории лучше.

Витрина с декоративными произведениями магаданских художников-косторезов
Витрина с декоративными произведениями магаданских художников-косторезов.jpg 

Кузьминых К. Б.Исчезновение. 2014 
Кузьминых К.Б.Исчезновение. 2014 .jpg 

Здесь же, в рамках выставки прошла международная научно-практическая конференция «Искусство Сибири и Дальнего Востока: наследие, современность, перспективы», призванная консолидировать усилия искусствоведов, культурологов и других специалистов в области изучения художественной жизни территории.

Выход в свет альбома-каталога Александра Пилипенко послужил поводом для его представления на конференции. С сообщением выступили омский искусствовед Алла Гуменюк, которая стала научным редактором книги о Пилипенко, и автор вступительной статьи искусствовед Приморской государственной картинной галереи Наталья Левданская.

Алла Гуменюк подчеркнула, что таким образом в творческой работе объединились три отдаленные территории: Колымский край, Приморье и Западная Сибирь. Структура альбома-каталога в принципе классическая: аналитическая искусствоведческая статья, альбом иллюстраций, который делится на три части: живопись, оригинальная графика, книжная и журнальная иллюстрация, каталог, с расширенным цитированием авторов, писавших о художнике.

Живописец Александр Пилипенко мыслит прежде всего как график, – сказала Наталья Левданская, – намечает образы линией и силуэтом, а затем «доводит» их с помощью колористических и пластических приемов. И тут его творческая фантазия и мастерство владения профессиональными навыками живописи раскрываются в полной мере. В живописи Пилипенко предстает исследователем, историком и философом. Это выражается и в том, что он выбирает для изображения, и в том, как он воплощает задуманное. В графике художник тяготеет к непосредственности восприятия натуры, идет не от рассудка, а от собственной интуиции.

Понятно, что здесь собраны лишь те работы, которые удалось отыскать. Нашлись даже детские – в запасниках краеведческого музея.

Альбомы, посвященные творчеству Цирценса и Пилипенко, достойно смотрятся на одной полке с академическими изданиями об Иерониме Босхе, Рене Магритте, Сальвадоре Дали… (Список можете продолжить по своему вкусу.)

А впереди – еще одно большое культурное событие: – Во время проведения книжной ярмарки «Печатный двор. 2015» мы договорились, с администрацией Приморской государственной картинной галереи во Владивостоке (и министерство культуры правительства Магаданской области нас поддержало) об организации выставки Александра Пилипенко, Владимира и Александра Мягковых в августе следующего года, К выставке мы планируем выпустить каталоги этих талантливых художников, – сказал издатель Павел Жданов. 

15 декабря книга «доехала» и до Магадана.

Алексей Гарипов, Павел Жданов, Андрей Осипов и Александр Пилипенко в офисе «Охотника»
ZHD_0914.jpg

ZHD_0919.jpg